Тяжеловозные породы лошадей

Содержание и уход

Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.

Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.

Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний

Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов. Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки

Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.

Советский тяжеловоз очень красив

После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.

Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.

На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.

Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.

Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.

Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.

Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.

Карачаевская

Историки относят появление карачаевской лошади к XV в. Кочевые народы Кавказа, нуждавшиеся в выносливых и быстрых конях, использовали для ее выведения степных скакунов и арабских жеребцов.

В результате племенной работы удалось создать лошадь, которая была не только вынослива, но и способна уверенно передвигаться по горным тропам.

Карачаевские кони становились участниками многих военных кампаний, включая переход через Альпы, битву за Шипку, русско-японскую войну. Во время Великой Отечественной войны лошади этой породы пополняли кавалерийские армейские отряды.

Во второй половине ХХ в. карачаевских скакунов активно закупали государства Средней Азии. Животные также отправлялись в пограничные войска, особенно на отдаленные заставы. Интерес к породе проявили также европейские заводчики.

Как и карачаевский народ, его лошади в послевоенные годы подверглись гонениям со стороны государства. Официальное название карачаевским скакунам вернули лишь в 1989 г. Сегодня племенную работу по поддержанию поголовья этих скакунов ведет Карачаевский конный завод совместно с племенными конными фермами, существующими в регионах Северного Кавказа.

Рост животных достигает 1,52 м. Копыта этих животных приспособлены для передвижения по горным тропам и пересеченной местности. Карачаевская порода представлена караковой, вороной и темно-гнедой мастью. Реже можно встретить рыжих лошадей данного вида.

В 1999 г. группа исследователей верхом на конях карачаевской породы смогла покорить Эльбрус.

Животные способны выдерживать жару и мороз, идти по глубокому снегу, совершать длительные переходы по горной местности.

Они обладают развитым интеллектом, самостоятельно находят безопасный путь при плохой видимости, уверенно передвигаются в густом тумане.

Современные карачаевские лошади развиваются по 3 направлениям:

  1. Первая группа — это верхово-упряжные животные. Их используют в горном туризме и для пароконной упряжи.
  2. Второй вариант — верховой. Это рослые кони, которых привлекают к конным соревнованиям, работе в цирке и даже берут на службу в полицию и пограничные войска.
  3. Третье направление — вьючные животные. Они отличаются небольшим ростом, массивной конституцией и большой выносливостью.

Лошади этого типа используются для перевозки грузов, особенно в горной местности, или работают в упряжке.

Краткое описание породы

Отличительные преимущества русских тяжеловозов — абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра. Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях. Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

Эффектная внешность и высокая трудоспособность лошади делает ее незаменимой в хозяйствовании и фермерстве. Сегодня лошадей породы Русский тяжеловоз подразделяют на три подвида:

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

Топ-10 тяжеловозов

До прочного укоренения механизации в жизни человека тяжеловозные породы были очень популярны. Их использовали для перевозки тяжестей, применяли для работы в сельском хозяйстве, транспортировки поваленных деревьев, других грузов массой 500–600 кг, армейских потребностей.

Сегодня в силе этих коней потребность практически отпала. Некоторые породы находятся на грани исчезновения. Однако во многих странах их пытаются сохранить, принимая программы на государственном уровне.

Эти животные неприхотливы в уходе и обладают добродушным характером, поэтому для них находятся новые сферы использования, например, работа с детьми, туризм, получение молочной и сырной продукции. Предлагаем познакомиться с 10 наилучшими породистыми тяжеловозными лошадьми.

Владимирский

Порода произведена в период с 1930 по 1935 годы усилиями работников племенных заводов Владимирской и Ивановской областей России. В селекции принимали участие Клейдесдали, гнедые, тёмно-гнедые, Шайры. Официальная регистрация коня-тяжеловоза произошла в 1946 году.

Владимирская порода имеет следующие характеристики:

  • высота в холке — 1,65 м;
  • масса — 0,9–1,2 т;
  • голова — массивная, с выпуклым профилем;
  • шея — широкая, высоко посаженная, дугообразная, с хорошо заметной мускулатурой;
  • грудной отдел — широкий, в обхвате достигает около 2 м;
  • спина — сильная, с хорошими мускулами, удлинённая;
  • конечности — длинные, развитые, отличаются сухостью, правильно поставлены, хорошо обросшие шерстью;
  • хвост — длинный, волнистый, касается земли;
  • грива — волнистая, ниспадающая;
  • масть — гнедая (основная), вороная, бурая, со светлыми пятнами в районе головы и ног;
  • характер — миролюбивый, спокойный, послушный, активный.

Достоинства:

  • отличная работоспособность;
  • выносливость;
  • непритязательность в уходе;
  • красивый внешний вид;
  • миролюбивый и послушный характер.

Недостатки:

  • крупные размеры;
  • низкие верховые качества.

Знаете ли вы? Владимирский жеребец способен преодолеть за 5 минут расстояние в 2 км с грузом весом 1,5 т. Это является абсолютным рекордом для тяжеловозных пород.

Лошади тяжеловозы сегодня

Прежнее предназначение тяжеловозных пород — пахота, перевоз груза, уже в прошлом, и сегодня редко можно встретить этих лошадей запряженных в плуг. Однако некоторые фермеры, сохраняя традиции своих предков, используют тяжеловозов для обработки своих участков. Хотя это обычный рекламный трюк, потому как у любого фермера есть тракторы, но лошадь тяжеловоз запряженная в плуг выглядит конечно впечатляюще.

С давних времен лошадей тяжеловозов использовали и для перевозки грузов в городских условиях. Одним из таких было доставка пива в бочках из пивоварен в места продажи. Пара тяжеловозов легко может везти повозку с несколькими десятками бочек с пивом. Этот способ, используемый в качестве своеобразной рекламы пива, в некоторых европейских странах, используют и сегодня, для чего используют специальные пивовозные телеги.

Сегодня в моду входят конные прогулки, конный туризм и спортивные состязания. В конном туризме тяжеловозы стали очень востребованными. Спокойный и уравновешенный характер этих сильных лошадей позволяет даже новичкам, впервые оседлавшим лошадь, чувствовать себя верхом спокойно и уверенно. В активном отдыхе любителям путешествовать верхом более выносливых и неприхотливых лошадей чем тяжеловозы просто не найти.

Лошади тяжеловозы постоянные участники различных соревнований и шоу, где они демонстрируют свою силу перевозя огромные грузы на телегах, перетаскивая бревна или бетонные блоки и совершая другие трюки немыслимые для лошадей иных пород.

Отечественные тяжеловозы

К широко распространённым и известным, выведенным в России (ранее в Советском Союзе), относят породы русских, советских и владимирских тяжеловозов. Все они выводились путём проведения селекционных работ на основе тяжеловозов из Европы. Российские зоотехники основной упор сделали на выведение породы, которая стала максимально приспособленной к местным условиям, выносливой, неприхотливой и обладающей тягловой силой.

Большое внимание было уделено созданию доброго нрава у животного, ведь человеку очень трудно справиться с такой крупной лошадью с упрямым и непослушным характером. Для этих целей недоверчивых и злобных жеребят не допускали к племенному использованию и сразу отбраковывали

Битюг

Это одна из древних русских тяжеловозных лошадей, однако порода не дожила до наших дней. В те времена она использовалась крестьянами на частном подворье и в сельском хозяйстве как тягач. По сравнению с другими породами битюги были не очень высокого роста (160 см), но могли возить большого веса грузы.

Потомками их являются русские тяжеловозы, именно в экстерьере этой породы просматриваются черты битюга.

Владимирский тяжеловоз

Началом существования этого вида считается 1935 год. Родоначальниками были лошади тяжелоупряжных европейских тяжеловозов. Представители породы имеют хорошие показатели силовых качеств. Они неприхотливы в содержании и уходе. Кони в меру массивны, при этом движения их пластичны.

Описание:

  • Рост до 165 см.
  • Масть — гнедая, иногда рыжая или вороная. Могут иметь отметины на голове и ногах.
  • Вес кобыл — 600 кг, жеребцов — 760 кг.
  • Параметры экстерьера: крупная голова; высоко поставленная, мускулистая и длинная шея; круп широкий и длинный, раздвоенный; ноги сухие, длинные.

Отличительная черта владимирского тяжеловоза — его широкий, с высоким выносом шаг. Прекрасно смотрятся эти лошади в составе повозки-тройки.

Советский тяжеловоз

Эта порода получилась скрещиванием местных лошадей упряжного типа с бельгийскими брабансонами. Имеют спокойный характер. Неприхотливость в уходе и содержании является положительным качеством лошадей.

Краткая характеристика:

  • Масть — рыже-чалая, рыжая, иногда — гнедая или гнедо-чалая.
  • Вес жеребцов — 800 кг, кобыл — 650 кг.
  • Рост до 170 см.
  • Экстерьер: среднего размера голова; средней длины мускулистая шея; холка широкая и низкая; спина широкая, может немного провисать; круп раздвоенный; ноги сухие, крепкие, средней длины.

Русский тяжеловоз

Для производства работ на частном подворье лучше всего подходит русский тяжеловоз. Эти сильные и некрупные животные со спокойным и уравновешенным нравом выполняют наиболее тяжёлую работу. Прекрасно справляются с перевозкой грузов по пересечённой местности. Добродушный и покладистый характер позволяет легко управляться с ними даже детям.

Выведение породы началось более века назад на основе бельгийских арденов. Официально была зарегистрирована в 1952 году. Порода получила самое большое распространение по всей территории России.

Краткое описание:

  • Масть — рыжая, рыже-чалая, иногда может быть бурой и гнедой, а также вороной.
  • Живой вес кобыл — 650 кг, жеребцов — 700 кг.
  • Рост — 150 см.
  • Экстерьер: голова лёгкая и сухая; мускулистая шея; холка широкая; спина длинная и широкая; круп раздвоенный; средней длины ноги.

Брабансон (бельгийская рабочая лошадь)

  • Использование: тяжеловоз.
  • Высота: 165-173 см.
  • Масти: преимущественно рыже-чалая, также гнедая саврасая и бурая.
  • Экстерьер: довольно простой формы маленькая голова на очень мускулистой короткой шее, массивные плечи, глубокий компактный корпус, округлый мощный круп, короткие сильные ноги с густыми щетками.

Эта превосходного качества хладнокровна сегодня разводится, главным образом, в Брабанте, что в Бельгии. За пределами этой страны она малоизвестна, хотя высоко ценится в США. Раньше брабансонов называли фландрскими лошадьми, которые когда-то были самыми популярными боевыми конями в Европе.

Древним предком этой лошади является доисторическая лесная лошадь

Немаловажно, что брабансоиы стали прародителями многих замечательных пород: кейдесдальской и шайрской, например. Несмотря на всеобщую механизацию, эти кроткие великаны, славящиеся трудолюбием, силой и понятливостью, встречаются во многих бельгийских провинциях.К концу XIX века различались три основные линии бельгийской рабочей: Гро де ля Дантр отличались сравнительно легким строением и гнедой мастью; Гри дю Эйно — животные серой, саврасой и рыже-чалой масти; Колосс де ля Механь — самые крупные и мощные брабансоны

Хозяйственная ценность

Область применения породы – не только тягловые работы, хотя именно здесь русские тяжеловозы показывают прекрасные результаты. Благодаря отличным экстерьерным данным и другим рабочим характеристикам, их часто применяют в качестве улучшателей (например, для низкорослых северных лошадей).

Основное применение породы — работа в качестве тягловой силы.

При скрещивании русских «тяжей» со степными лошадями получают высокопродуктивные мясные гибриды, которые при табунном выращивании на 70 кг обходят своих местных сверстников по массе.

Ещё одно перспективное направление применения породы – молочное. ВНИИ коневодства на своей кумысной ферме получает от 3 до 4 тысяч литров за лактацию.

На испытаниях русские тяжеловозы бьют все рекорды. Дистанцию 2 км с возом сена 1,5 тонны эти кони преодолевают за 5 минут. Максимальная сила тяги русского тяжа поразительна – 26 тонн.

Особенности разведения

Селекционеры на протяжении десятилетий работали над созданием и улучшением характеристик породы русский тяжеловоз. Чтобы сохранить её признаки, разведение этих животных происходит по основным наработанным линиям, внутри племени. Владельцы породистых жеребцов и кобыл придерживаются этих принципов, чтобы полученное потомство не утратило ценные черты и качества.

Кобылы этой породы скороспелые. Уже в возрасте 3 лет их рост прекращается, они готовы к воспроизводству и работе. Для племенного разведения их используют 24-25 лет. Новорождённый жеребёнок появляется на свет довольно крупным – 230-240 кг. Потомство быстро растёт благодаря высокой молочности самок.

Внимание! Кобыла за 1 лактационный период способна дать 2500-3000 литров молока. Рекордсменкой в этой области стала лошадь по кличке Лукошка, которая дала 4800 литров молока за 305 дней

Экстерьер

Многие «хладнокровные» лошади выглядят довольно-таки массивно, по сравнению с «теплокровными» породами лошадей. Их почти не используют в дисциплинах конного спорта, так как они не наделены гибкими движениями из-за коренастой конституции тела. Однако многих любителей лошадей в этих животных привлекают следующие характеристики:

  1. Мягкость аллюра. «Тяжики» не способны на быстрые движения, высокие прыжки и выполнение изящных элементов выездки. Однако поступь, шаг-рысь-галоп (карьер у «тяжиков» фактически невозможен из-за массы тела и толщины ног) очень удобна для всадника. Несмотря на то, что тяжеловозы высоки и крупны, ездить на них удобно. Их тело при движении не способно подниматься высоко над землей, следовательно, тряска в седле никогда не будет сильной.
  2. Габариты. Тяжеловоз, как и многие другие породы, имеет своих родоначальников. В Средние века, преимущественно в европейских странах, предки тяжеловозов считались в большинстве своем рыцарскими конями, и лишь потом — тяжелоупряжными фермерскими. В далекие феодальные времена этих крупных коней называли «дестриэ» (dextarius), что в переводе с латинского означает «правосторонний». Возможно, такое название тяжелый лошадиный гигант получил, потому что с правой стороны воина, который восседал на коне, сопровождал его личный оруженосец.

Вес тяжелой лошади той эпохи варьировался от 800 кг до 1000 кг, а иногда и более. Рост же был от 170 см до 200 см, что в соответствии с весом составлял портрет очень крупной, тяжелой лошади, не способной на быстрый аллюр. Несмотря на то, что такой представитель непарнокопытного обладал не дюжей мощью и мог тащить на себе тяжелый груз доспехов и оружия рыцаря (в том числе и самого рыцаря, а иногда и даму «сердца» в придачу), ему не всегда хватало выносливости на длительных дистанциях. Он быстро выдыхался.

  1. Вид мощного коня вызывает даже у равнодушного к семейству лошадей наблюдателя как минимум уважение. Если же какое-то время пообщаться с «тяжиком», то их спокойствие, миролюбие и очарование может покорить. Ведь многие эти кони имеют добродушный и покладистый характер. Они отлично ладят не только с взрослыми людьми, но и с детьми, и даже с другими животными. По мнению многих заводчиков, практикующих разведение этих пород лошадей, следует отметить, что среди них не так много агрессоров и бунтарей в общении с человеком, невзирая на их существенные размеры.
  2. Приоритетом при проведении племенных работ по разведению тяжеловозов является улучшение их генетики (наследственных качеств), которые позволяют потомкам «тяжиков» приобретать такие качества, как высокая грузоподъемность, приспособляемость к суровым климатическим условиям и неприхотливость в уходе и рационе.

Качество экстерьера у тяжеловесов стоит на втором месте после силовых качеств, так как в большинстве стран (особенно в России) их разводят преимущественно для сельских работ, и только лишь потом — для специализированных зрелищных соревнований. Также в России «хладнокровный» конь нередко пользуется популярностью у любителей верховой езды.

Чтобы проверить качество выведенной (произведенной) породы, многие крупные заводчики пород устраивают для «тяжиков» различные мероприятия по силовым испытаниям. Чаще всего, это перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния по пересеченной местности с определенными преградами (лужи, подъемы, неровная местность и т.п).

Такие соревнования с каждым годом приобретают популярность, так как по зрелищности и экстремальности они порой не уступают классическим видам конного спорта.

Среди тяжеловозов часто проводят различные мероприятия по силовым испытаниям, например, перевоз максимальных тяжестей на скорость и длительность расстояния.

Обзор породы

Чистокровная верховая порода заслуживает наивысших похвал. Говоря о ней, хочется все время говорить слово «самая». Дело в том, что это самая быстрая, самая престижная, самая дорогая, самая распространенная верховая лошадь и еще много характеристик со словом «самая». На английском языке название породы звучит, как Thoroughbred, что означает «выведенная в совершенстве». И это касается не только экстерьерных данных, но большей мерой ее показателей скорости.

Английская скаковая лошадь способна пробежать дистанцию в один километр всего за 1 минуту. Соревноваться с ней на скачках не может ни одна другая верховая лошадь. У Английской чистокровки для такого стремительного бега приспособлено все тело. У них от природы намного больший объем легких, чем у других лошадей, и намного больше сердце. Если у обычной лошади в среднем оно весит до 4,5 кг, то у Английского скакуна – 6,5-7 кг.

Происхождение

Любовь англичан к скачкам и к верховой езде, а особенно конной охоте, сыграла огромную роль при выведении этой скаковой породы. Именно поэтому в Англии еще с самых древних времен неотъемлемым атрибутом силы и власти была хорошая резвая верховая лошадь. Важную роль в развитии породы сыграл Генрих 8, который в 16-м веке обосновал королевский конезавод в Хэмптон Корте. Позже Елизавета I (его дочь) продолжила дело отца и в Стаффордшире конный завод. Здесь занимались скрещиванием местных английских коней с лучшими скакунами из Италии и Испании.

Однако официальное формирование породы началось после того, как в Англию были привезены лошади восточного типа. В 1602-м году король Яков I привез в Англию арабского скакуна Мэркхэм’с Арабиана, но он не оставил потомства и не проявил себя на скачках, а лишь открыл дорогу восточным жеребцам на Британские острова. В 1660-х годах Карл II привез в свой конный завод много восточных жеребцов и кобыл, которые и стали родоначальницами Чистокровной верховой породы. В частности все современные скакуны ведут свою линию от трех жеребцов-производителей: Арабский жеребец Бейерлей Тёрк и Дарлей Арабиан, а также Варварийский Годольфин Барб. Именно от них были получены первые родоначальники породы, первые лучшие Английские жеребцы Эклипс, Мэтчем и Хэрод.

Одним из важных факторов улучшения Чистокровных лошадей считается строгий племенной учет. В 1791-м году выходит в свет «Предисловие» к общей племенной книге», а первый том «Всеобщей племенной книги» появился в 1808-м году. Вот уже больше. Чем двести лет ведется учет о происхождении, племенном использовании и испытаниях всех Чистокровок. Благодаря этому сегодня можно проследить родословную линию любой Чистокровной лошади. А с 1690-го года ведется учет всех лошадей, участвовавших в скачках.

Внешний вид

Чистокровная верховая лошадь имеет превосходный экстерьер. Как видно на фото, у них компактный коротковатый корпус квадратного формата. Тело мускулистое, но за счет атлетической формы выглядит изящно. Голова средних размеров с большими выразительными глазами, профиль исключительно прямой. Шея высокая, переходит в косую лопатку и хорошо выраженную холку. Грудь глубокая и широкая, так как она помещает большое сердце и объемные легкие. Спина короткая, прямая, круп высокий и мощный.

Отдельного внимания заслуживают конечности Английских чистокровок. Ноги у них сухие, высокие, очень крепкие сухожилия и суставы. Масть преимущественно темная, например, гнедая или бурая, но также часто встречаются рыжие и другие окрасы. Допускаются белые отметины на ногах и на голове.

Характер

Характер Чистокровок нельзя назвать «идеальным» для любительской верховой езды, так как эти лошади взрывные и норовистые. Однако именно таким он должен быть для идеальной спортивно лошади. Не обладая таким живым, энергичным темпераментом, чувством достоинства, безграничной храбростью и выносливостью, эти кони не смогли бы стать лучшими скакунами в мире. Как говорят опытные всадники, Чистокровка позволит управлять собой всаднику только под стать себе – человеку, уверенному в себе и в своих силах, пылкому и твердому в решениях. Также эти лошади настоящие борцы, которые, выйдя на дорожку ипподрома, готовы отдаться целиком и полностью стремительному бегу к победе, как на видео (автор – Скачки – Jocey RU).

https://youtube.com/watch?v=Lc0m4EYtjXw

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профессиональный дачник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: